МО, г. Мытищи, Проектируемый проезд 4529

Регистрация пользователя:

Меня интересует:
Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности Fiatarm
Перезвоните мне
Формула для грязи

Формула для грязи

Багги европейского Дивизиона 3-3500 нередко называют "первой Формулой на грунте". Легкие полноприводные машины с моторами по пятьсот лошадиных сил, чтобы разогнаться до ста километров в час, тратят чуть больше трех секунд! Впечатляет, не правда ли? Особенно, если учесть, что происходит это не на асфальте, а на грунтовом покрытии кроссовой трассы...


Машина, с которой мы хотим вас познакомить, строго говоря, в упомянутый европейский класс не попадает.

 

Багги команды Газпром, на которой Роман Колесников в 2000 году стал чемпионом России Дивизионе 3-3500 (последняя цифра обозначает максимально допустимый объем двигателя), изначально строилась для младшего дивизиона европейского первенства — 3-1600. Но меньший объем двигателя отнюдь не делает конструкцию этой машины менее интересной, а езду на ней по кроссовой трассе — менее захватывающей. В последнем мы не преминули убедиться лично...

 

Кросс на багги — великолепное зрелище. Машины несутся в пыли (а бывает — и в потоках жидкой грязи), проходят повороты в глубоком сносе всех четырех колес, прыгают на трамплинах, сталкиваются, переворачиваются... Но обратная сторона такой зрелищности автокросса — его "травматичность" для техники. Загляните в закрытый парк на любых соревнованиях, и если вам удастся найти машину с новенькими, сверкающими краской кузовными панелями, — значит, она, скорее всего, впервые выходит на старт. При конструировании багги на первый план выступает прочность и надежность всех агрегатов и узлов. А начинается все с рамы, как с важнейшего элемента конструкции.

 

Во-первых, именно к раме крепятся все остальные узлы машины. Во-вторых, на нее приходятся колоссальные нагрузки во время гонок. В-третьих, она же призвана защищать гонщика и основные узлы автомобиля при столкновениях и переворотах. И наконец, рама является наиболее индивидуальным элементом машины — от ее конструкции во многом зависит вес автомобиля и многие его характеристики. Сейчас, когда в России нет серийного производства багги, многие специальные кроссовые автомобили имеют одинаковые двигатели и коробки передач, но практически не встретишь двух машин с одинаковыми рамами.

 

Кстати, именно из-за рамы после каждой гонки багги приходится разбирать почти полностью. В ней, несмотря на основательность конструкции, возможно появление усталостных трещин, и это требует постоянного контроля.

 

Не менее высокие требования предъявляются к функциональности и надежности подвески. Передняя подвеска выполнена по традиционной для багги кинематической схеме — на сдвоенных поперечных рычагах и амортизационных стойках. Так же традиционен и реечный рулевой механизм, действующий на колеса через мощные рулевые тяги. Поскольку багги — машины довольно легкие, а кроссовые трассы требуют большого хода колес, стабилизаторы поперечной устойчивости на них не устанавливают.

 

Нагрузки на переднюю подвеску относительно невелики, поэтому ее элементы упрощены до предела: треугольные рычаги из труб соединяются с рамой через металлические втулки (назвать их шарнирами язык не поворачивается), а с поворотным кулаком — через вазовские шаровые опоры. И только амортизационные стойки Proflex с выносными резервуарами, дающие, в частности, возможность регулировать дорожный просвет, рассеивают обманчивое впечатление простоты.

 

А вот задней подвеске достается в ходе гонки значительно сильнее, ведь на заднюю ось нагрузка намного больше и именно через нее реализуется максимум крутящего момента. На "газпромовской" машине конструкция задней подвески довольно оригинальна. В ней мощнейший продольный рычаг сложного профиля и амортизаторная стойка Proflex дополняются парой легких поперечных тяг, позволяющих регулировать углы подвески и сохранять их неизменными даже при больших ходах колес.

 

У машины интересная тормозная система, хотя ее принципиальная схема не отличается от многих других спортивных автомобилей. Здесь также два гидравлических контура, те же дисковые тормоза всех колес. Необычность в том, что и диски, и тормозные машинки на багги... мотоциклетные! Их производительности вполне достаточно, чтобы "осаживать" легкую машину на грунте, а еще такое решение позволяет сэкономить несколько драгоценных килограммов веса.

 

Компоновочная схема машины Колесникова для современных багги считается классической: двигатель вынесен из базы и развернут коробкой передач вперед. В конце восьмидесятых годов такие машины постепенно вытеснили багги, у которых мотор находился в базе, перед коробкой передач. Кстати, сейчас намечается ренессанс прежней компоновки: полный привод при развиваемых теперь мощностях требует все большей загрузки передней оси.

 

А мощности в этом автомобиле хватает. Двигатель объемом 1600 куб. см от автомобиля Opel Tigra форсирован одной из специализированных голландских фирм до 214 л.с.!

 

Методы форсировки вполне стандартны: увеличение степени сжатия и наполняемости цилиндров, установка спортивной системы впрыска (кстати, именно из-за нее машина и не попала в российский Дивизион 3-1600), настройка выпуска. Для обеспечения приемлемой надежности (двигатель при такой мощности может выдержать и целый сезон без переборки) применена система смазки с "сухим" картером и масляным радиатором. Однако, в отличие от кольцевых гонок, максимальная мощность в кроссе — не главное; гораздо важнее отдача мотора в относительно широком диапазоне оборотов. Это достигается настройкой фаз газораспределения и системы впрыска.

 

Полноприводная трансмиссия на багги устроена несколько иначе, чем, например, на раллийных автомобилях. Мощность двигателя через кулачковую коробку передач жестко распределяется между осями — межосевой дифференциал отсутствует. А межколесные дифференциалы имеют очень жесткие блокировки, фактически уравнивающие мощность, передаваемую на каждое колесо.

 

Конструкция коробки передач такова, что изменять передаточные числа можно за считанные минуты, без снятия КПП с автомобиля. Имея несколько наборов шестерен, можно настроить КПП под любую трассу, не меняя при этом отношения главной пары. А дополнительный резерв по настройке дает использование колес разного диаметра — от 16 дюймов на ровных, укатанных трассах с длинными прямыми участками до 14 на "тяжелых" покрытиях и "закрученных" трассах.

 

Конструкция багги поражает тем, как сочетаются в ней высокие технологии с простейшими решениями. С одной стороны — полноприводные трансмиссии, сверхмощные двигатели, кулачковые коробки передач (а на лучших европейских машинах — и секвентальные, в том числе с пневматическим автоматом переключения), а с другой — элементарные втулки в подвеске или привод сцепления: тросом без оболочки, который просто протянут от педали до выжимного рычага и лишь в одном месте перегиба пропущен через ролик!

 

Но такая простота обманчива. Может показаться, что кросс на багги — одна из самых доступных и недорогих дисциплин автоспорта. Но не забывайте, что простота в данном случае — лишь залог надежности. А надежность необходима из-за огромных нагрузок. Да, действительно, начать гоняться на багги будет дешевле, чем, например в кольцевых гонках или ралли. Кроме того, здесь открывается почти бескрайняя перспектива для любителей технического творчества, да и проблема выбора трасс для тренировок и соревнований стоит, пожалуй, наименее остро — годится почти любой карьер. Но выйти на серьезный уровень, как это сделала в свое время команда Газпрома, вряд ли обойдется дешевле, чем в других видах автоспорта. Например, постройка багги на одной из специализированных европейских фирм будет стоить тысяч шестьдесят долларов, что равняется цене раллийного автомобиля среднего уровня подготовки. А ведь нужен еще набор запчастей, сравнимый по цене с еще одной машиной, плюс по комплекту специальной резины на каждую гонку, и прочее, и прочее, и прочее...

 

Короче, расходы совсем не маленькие. Тем не менее, протоколы этапов российского чемпионата говорят о том, что желающих гоняться на багги довольно много.

Автор: Валерий Арутин

Оцените возможности, запишитесь на Тест-драйв:

New Ducato Van

Fiat Scudo Panorama

Fiat Fullback

шаг 1
Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности Fiatarm
Информировать об акциях "АРМ-Сервис"

Тест-драйв проводится в компании "АРМ-Сервис"

Адрес: МО, г. Мытищи, Проектируемый пр-д 4529, стр. 3

тел: +7 (495) 587-40-20

время работы: 10:00-19:00

При себе вы должны иметь

водительское удостоверение

шаг 2